923717 1

 

11 АПРЕЛЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ УЗНИКОВ ФАШИСТСКИХ КОНЦЛАГЕРЕЙ

Мы знали, что умрем мы не в постели,

И потому – судьбе наперекор –

Мы так неудержимо жить хотели,

Как, может, не хотели до сих пор!

     Кромешную тьму дней заточения и издевательств залил яркий свет надежды – это советские и союзнические войска пришли освобождать узников из лап нацистов. 11 апреля 1945 года – день освобождения концлагеря «Бухенвальд» – был признан ООН Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей. Позднее на Нюрнбергском процессе были вынесены обвинения нацистским преступникам, в том числе и работникам «лагерей смерти». «Бухенвальд», «Освенцим», «Аушвиц», «Дахау» и известные всему миру слова, которые видели те, кто прошел через лагеря смерти и те, кто остался в них на- всегда: «База отдыха для евреев», «Оставь надежду всяк туда входящий», «Каждому своё», «Труд освобождает». Более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Они несли свой крест – ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры – детства. Непосильный труд и болезни, холод и голод были спутниками детей. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. Выживал лишь один из десяти.

     Сегодня рядом с нами в Муринском сельском поселении живут 7 ветеранов, которые малышами прошли через концлагеря и выжили в нечеловеческих условиях. Они очень скромные, не любящие выставлять напоказ  свое мучительное детство. Для них 11 апреля – не праздник, не торжество и не триумф. Этот день, как и 9 мая, со слезами на глазах. Со слезами тех, кто прошёл и запечатлел в памяти ужасы пыток. Тех, кто видел изможденных голоданием заключенных, видел двери газовых камер и мрачные фашистские крематории.  Каждый из малолетних узников фашистских концлагерей – это яркий пример стального жизненного, несгибаемого характера и воли к жизни для каждого из поколений. Немногие взрослые смогли вынести то, что пережили дети. Более того, несмотря на все нечеловеческие ужасы концлагерей вы смогли построить свою дальнейшую жизнь, возродить страну после разрушительной войны, дать жизнь новому поколению. Низкий вам поклон за все, что вы нам дали и продолжаете отдавать!

Горела, стонала Европа в огне, Как первая жертва фашизма.

Ресурсы в концлагерь свозились извне, Из первой страны коммунизма.

Там были поляки, евреи и все «Не полностью ценные люди».

Фашистская суть расцвела там в красе, Для всех остальных они – судьи! Лежала на нарах в бараке там мать, Совсем молодая, с мальчонком.

К больной полицаи зашли передать, К печи идти надо с ребенком.

К такому-то часу, смотри, не шали! Ты знаешь, чуть что – будет хуже! Закончатся муки быстрее твои В тепле! Это лучше, чем в стуже.

В отчаяньи мать посмотрела наверх, В бездонное синее небо.

Убийство детей величайший есть грех, А здесь правосудие слепо.

Орел в вышине безмятежно парил, Рисуя картины кругами.

Он в мире своем беспокойном там жил, С небес надзирая над нами.

Орел! Помоги, подскажи, как пресечь?! Убьют ведь сегодня уж точно. Откроется снова голодная печь, Огонь подкормить нужно срочно.

Орел! Парашютом спустись ко мне вниз, Сыночка, мальчонку возьми ты! Спаси! Унеси за собой его ввысь, Сожгут в огне ночью фашисты!

Как видно, есть чудо! И мальчик спасен! Орлами! Из Армии нашей!

Бывает так в жизни и это не сон, А подвиг страны мир наш спасшей!

Лев Дмитриев