dom kn

В социальных сетях активно обсуждается вопрос о судьбе дома по адресу ул. Садовая, д. 1а и прилегающего к нему земельного участка. Авторы публикаций сообщают, в частности, о том, что данный дом принадлежал выдающемуся шведскому химику, инженеру и изобретателю Альфреду Нобелю и даже выражают опасение того, что строение может погибнуть в огне, в связи с чем написали письма в надзорные ведомства с требованием обеспечить его противопожарную безопасность.
Учитывая повышенный интерес к этому вопросу, попытаемся разобраться, все ли здесь соответствует действительности и не завышен ли «градус общественной тревоги»?
Своему появлению дом обязан дачному буму, который пережило Мурино в конце XIX века. Ближайший пригород стал излюбленным местом отдыха не только петербургской знати, но и состоятельных иностранцев. Одним из них стал Магнус Христианович Кногель (род. в 1854 г.) - главный бухгалтер товарищества «Братья Нобель». Он согласно имеющимся сведениям в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга и был владельцем дома.
Но в то же время о точной дате его постройки, кто в нем бывал с визитами и какие здесь царили нравы, история умалчивает. Даже в техническом паспорте год постройки указан очень приблизительно - до 1917 года, то есть до революции.
В 1922 году в Муринском сельском совете рассматривались дела о брошенных дачах (в том числе и о доме Кногеля). На земельном участке, отведенном под застройку, располагались 3 дома, сараи, конюшня, каретная, ледник, беседка, кладовая и прачечная.
Из всех строений до нас дошел только самый большой дом, который за сто лет претерпел множество реконструкций. Одно время в нем располагалась ветлечебница, а затем он был переоборудован в жилой дом. Чтобы расположить здесь 7 квартир, частично были демонтированы несущие стены.
Несмотря на проводимые текущие ремонты с годами строение ветшало. В ходе проведенного 24 июня 2010 года обследования многоквартирного дома были выявлены следующие дефекты. «Фундаменты просели, искривлены, имеются трещины. Стены имеют трещины и щели, продуваются и промерзают. Древесина поражена гнилью. Крыша протекает. Печи и дымоходы имеют трещины. Полы перекошены и проваливаются, древесина поражена гнилью. Перекрытия прогнуты. Оконные и дверные блоки изношены, расшатаны, перекошены, древесина поражена гнилью…»
Итогом проведенного обследования стал акт с неутешительным выводом: «Дом не соответствует требованиям СанПин 2.1.21002-00, Правилам пожарной безопасности ППБ-01-03. Многоквартирный жилой дом 1а по ул. Садовой п. Мурино непригоден для проживания.»
На конец января 2017 года дом был расселен. В настоящее время он признан аварийным.
Учитывая, что этот дом в Мурино имеет «шведский след», администрация муниципального образования в 2015 и 2016 г.г. дважды обращалась в Генеральное консульство Швеции и Нобелевский комитет за помощью в оказании содействия в реставрации здания и обустройства в нем музея с размещением предметов быта XIX века, где был бы отражен вклад иностранных граждан в развитие России и поселка Мурино.
В ответ на это Генеральный консул Эрик Хаммаршельд встретился с муринскими краеведами и непосредственно изучил вопрос. Но с места дело не сдвинулось, так как шведская сторона не нашла веских аргументов для признания дома имеющим какую-либо историческую ценность.
В настоящее время объект законсервирован и находится под охраной. По решению главы администрации «Мурино» В.Ф. Гаркавого уполномоченной комиссией будет проведено инструментальное обследование здания.
В зависимости от выводов, к которым придет комиссия, определится дальнейшая судьба дома. В случае признания его непригодным для реставрации, строение будет снесено и на его месте построят Детский дом творчества, как это предлагает администрация Всеволожского муниципального района. Если здание подлежит реставрации, то оно будет восстановлено в прежнем виде, что потребует вложения немалых средств. Однако, свободных денег, которые можно было бы потратить на данный проект, у местной власти в настоящий момент нет.

dom kn 2

dom kn 3